Муниципальное образование

Успенский район   tglogoglavnaya12t.me/USPENSKYDISTRIKT

 Краснодарского края   

 

p4e111vishh.jpg

Поздравления
Главы Успенского района

335245-svetik_2880x1800.jpg

Открыть

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСПЕНСКИЙ РАЙОН

от 2 декабря 2016 года                                 с. Успенское                                  № 1471

Об утверждении муниципальной программы

«Противодействие незаконному обороту наркотиков на территории муниципального образования Успенский район»

Во исполнении Федерального Закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ                    «О наркотических средствах и психотропных веществах», Закона Краснодарского края от 25 октября 2005 года № 937-КЗ «Об основных направлениях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Краснодарского края», в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п о с т а н о в л я ю:

  1. Утвердить муниципальную программу «Противодействие незаконному обороту наркотиков на территории муниципального образования Успенский район», согласно приложению к настоящему постановлению.
  2. Муниципальному казенному учреждению «Финансовое управление администрации муниципального образования Успенский район» (Павлова) обеспечить финансирование муниципальной комплексной программы Противодействие незаконному обороту наркотиков на территории муниципального образования Успенский район» за счёт средств, запланированных в районном бюджете на 2017-2021 годы.
  3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального образования Успенский район по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Р.Л. Казинова.
  4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

ПАСПОРТ

муниципальной программы муниципального образования

Успенский район

«Противодействие незаконному обороту наркотиков»

Координатор

муниципальной

программы

отдел по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования

Успенский район

Координаторы подпрограмм

не предусмотрены

Участники

муниципальной

программы

отдел культуры администрации муниципального образования Успенский район, отдел по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Успенский район, управление образования администрации муниципального образования Успенский район, отдел по делам молодежи администрации муниципального образования Успенский район

Подпрограммы

муниципальной

программы

не предусмотрены

Ведомственные

целевые программы

не предусмотрены

Цели муниципальной

программы

сокращение спроса на наркотические и психоактивные вещества путем совершенствования системы первичной профилактики наркомании

сокращение латентного (скрытого) потребления наркотических веществ

Задачи муниципальной

программы

- проведение запланированных мероприятий с привлечением представителей органов системы профилактики наркомании по пропаганде здорового образа жизни, противодействию никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостям;

- совершенствование форм и методов работы органов системы профилактики по вопросам противодействия употреблению наркотических и психоактивных веществ;

Перечень целевых

показателей муниципальной

программы

- количество лиц, состоящих на диспансерном учете и профилактическом наблюдении в связи с употреблением наркотических веществ;

- количество несовершеннолетних, состоящих на диспансерном учете и профилактическом наблюдении в связи с употреблением наркотических веществ;

- количество наркологических больных, впервые взятых на диспансерный учет, на 100 тысяч населения;

- количество наркологических больных, находящихся под диспансерным наблюдением, на 100 тысяч населения;

- количество наркологических больных, снятых с диспансерного учета и профилактического наблюдения по выздоровлению;

- количество больных наркоманией, снятых с учета в связи со смертью;

- активное выявление лиц, допускающих употребление курительных смесей и наркотических веществ без врача;

- доля лиц, потребляющих наркотические вещества, выявленные при проведении добровольного экспресс-тестирования среди учащихся общеобразовательных учреждений.

Этапы и сроки реализации

муниципальной программы

 

2017-2021 годы

Объемы бюджетных

ассигнований

муниципальной программы

объем финансовых ресурсов, предусмотренных на реализацию муниципальной программы,

составит 500,0 тыс. рублей, в том числе:

из средств районного бюджета

2017 год – 100,0 тыс. рублей

2018 год – 100,0 тыс. рублей

2019год – 100,0 тыс. рублей

2020год – 100,0 тыс. рублей

2021год – 100,0 тыс. рублей

Контроль за выполнением

муниципальной программы

администрация муниципального образования

Успенский район

 

  1. Характеристика текущего состояния и прогноз развития сферы профилактики наркомании в муниципальном образовании Успенский район

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 года N 294-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков».

Выполнение Стратегии на региональном уровне осуществляется в рамках реализации государственной программы и антинаркотических программ муниципальных образований Краснодарского края.

Необходимость принятия муниципальной программы обусловлена динамикой изменений, происходящих в России, в том числе в Краснодарском крае и Успенском районе, возникновением новых вызовов и угроз, связанных, прежде всего, с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики), усилением негативных тенденций, таких, как расширение масштабов вовлечения молодого трудоспособного населения Краснодарского края в незаконный оборот наркотиков.

Муниципальная программа "Комплексные меры противодействия незаконному потреблению и обороту наркотических средств» на 2017 - 2021 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Краснодарского края от 25 октября 2005 года № 937-КЗ «Об основных направлениях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Краснодарского края» от 25 октября 2005 года № 937-КЗ.

Распространение незаконного оборота и незаконного потребления наркотиков на территории Успенского района, несмотря на регулярную работу в сфере профилактики, все еще имеет место, и обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов.

Поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, является одной из причин криминализации общества. Потребление наркотиков в крупных городах в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды, поэтому одной из главных задач данной Программы является первичная профилактика наркомании среди подростков и молодежи через альтернативные формы занятости.

Необходимо определить направления комплексного, межведомственного подхода, так как именно отсутствие целостной, научно обоснованной системы профилактики распространения наркомании, в первую очередь среди подростков и молодежи, не позволяет оказывать адекватное противодействие таким негативным явлениям.

По данным наркологического кабинета МБУЗ «Успенская ЦРБ» в начале 2015 года: поставлено на учет «Д» наркоманов (с синдромом зависимости от наркотических веществ) – 31, «П» наркоманов (употребление наркотических веществ с вредными последствиями) – 59 (из них первые - 8), всего взято на учет в 2014 году на учете состоит «Д» - 29, «П» - 60 (из них первые - 11) (0 несовершеннолетних), итого - 89 человека.

Налажена тесная взаимосвязь органов местного самоуправления с ведомствами и структурами района в рамках профилактики наркомании.

В настоящее время проблемы, связанные с предупреждением распространения наркотиков, противодействием их незаконному обороту, лечением больных наркоманией и их социальной реабилитацией на общерайонном уровне, решаются муниципальными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В связи с этим необходимо продолжать координацию деятельности указанных органов, а также негосударственных организаций и общественных объединений, так как это стало непременным условием решения проблемы противодействия распространению наркомании.

Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями муниципального бюджета.

Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблемы:

- профилактика распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков;

-   лечение и реабилитация больных наркоманией;

-   пресечение незаконного оборота наркотиков.

Сосредоточение усилий исключительно на одном из этих направлений не позволит получить устойчивый положительный эффект, на который рассчитана Программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется значительно более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы.

Программа разработана в целях координации усилий и повышения эффективности мер по противодействию наркоугрозе и ориентирована на совершенствование профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, усиление борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Основные положения Программы учитывают результаты реализации муниципальной целевой программы "Комплексные меры противодействия незаконному потреблению и обороту наркотических средств» на 2010-2012 годы и направлены на выполнение задач районного уровня.

В связи с тем, что основные направления государственной политики в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту определены пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", а также учитывая специфику и многоаспектность характера противодействия незаконному потреблению и незаконному обороту наркотиков, рассмотрение альтернативных вариантов решения проблемы не требуется.

 

  1. Цели, задачи и целевые показатели, сроки и этапы реализации муниципальной программы

В соответствии с приоритетами муниципальной политики определены цели и задачи в сфере реализации программы.

Основными целями муниципальной программы являются:

сокращение спроса на наркотические и психоактивные вещества путем совершенствования системы первичной профилактики наркомании;

сокращение латентного (скрытого) потребления наркотических веществ.

Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:

проведение запланированных мероприятий с привлечением представителей органов системы профилактики наркомании по пропаганде здорового образа жизни, противодействие никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостям;

совершенствование форм и методов работы органов системы профилактики по вопросам противодействия употреблению наркотических и психоактивных веществ.

Сроки реализации муниципальной программы: 2017-2021 годы.

Информация о целях, задачах и характеризующих их целевых показателях муниципальной программы приводится по форме согласно таблице №1.

 

                                                                                                                                                                                      Таблица № 1

Цели, задачи и целевые показатели муниципальной программы

муниципального образования Успенский район

«Противодействие незаконному обороту наркотиков»

 

№ п/п

Наименование целевого

показателя

Единица

измерения

Статус

Значение показателей

2017

2018

2019

2020

2021

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

 

Муниципальная программа «Комплексные меры профилактики наркомании»

1.1

Количество лиц, состоящих на диспансерном учете и профилактическом наблюдении в связи с употреблением наркотических веществ

человек

 

365

363

360

357

353

1.2

Количество несовершеннолетних, состоящих на диспансерном учете и профилактическом наблюдении в связи с употреблением наркотических веществ

человек

 

1

1

1

0

0

2

   

Основное мероприятие № 1 «Проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании»

2.1.1.

Количество наркологических больных впервые взятых на диспансерный учет, на 100 тысяч населения

человек

 

28

26

24

22

20

2.1.2.

Количество наркологических больных, находящихся под диспансерным наблюдением, на 100 тысяч населения

человек

 

46

44

42

40

39

2.1.3.

Количество наркологических больных, снятых с диспансерного учета и профилактического наблюдения по выздоровлению

человек

 

9

11

13

15

16

2.1.4.

Количество больных наркоманией, снятых с учета в связи со смертью

человек

 

3

2

2

1

0

2.2.

   

Основное мероприятие № 2 «Укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики»

2.2.1.

Активное выявление лиц, допускающих употребление курительных смесей и наркотических веществ без назначения врача

человек

 

20

22

24

26

28

2.2.2.

Доля лиц, потребляющих наркотические вещества, выявленные при проведении добровольного экспресс-тестирования среди учащихся общеобразовательных учреждениях

человек

 

0

0

0

0

0

 

  1. Перечень и краткое описание основных мероприятий муниципальной программы

         Основные мероприятия программы выделены исходя из целей, содержания и с учетом специфики механизмов, применяемых для решения определенных задач:

Основное мероприятие №1 «Проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании»;

Основное мероприятие № 2 «Укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики».

В рамках основного мероприятия № 1 «Проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании» выделяются следующие мероприятия:

Мероприятие №1 «Проведение спортивной акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам».

Данное мероприятие проводится в общеобразовательных учреждениях Апшеронского района. Конечной целью является увеличение количества учащихся общеобразовательных учреждений Успенский района, занимающихся физической культурой и спортом с 3,5 тыс.чел. до 3,7 тыс.чел.

Мероприятие №2 Проведение спортивной акции «Спорт против наркотиков».

Данное мероприятие проводится отделом по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Успенский район среди жителей Успенского района. Конечной целью является увеличение количества населения Успенского района, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 38 % до 40 % от общей численности населения района.

Мероприятие №3 «Проведение тематических концертов и фестивалей».

Данные мероприятия проводятся учреждениями культуры Успенского района и направлены на увеличение количества человек, занимающихся дополнительным образованием в учреждениях культуры с 16,4% до 17% от общего количества населения.

Мероприятие №4 «Проведение тематических мероприятий «Дети Кубани за здоровый образ жизни», «Уроки для детей и их родителей», «Кубань Олимпийская против наркотиков».

          На протяжении 6 лет управлением образования администрации муниципального образования Успенский район на районном уровне проводится данный комплекс тематических мероприятий. Главная задача - увеличение количества учащихся общеобразовательных учреждений Успенского района, участвующих в мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни с 60% до 65%, а так же, формирование у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.

          Мероприятие №5 «Проведение тематических мероприятий «Молодежный формат», «Сообщи, где торгуют смертью», «День борьбы с наркоманией».

          Данный комплекс мероприятий направлен на увеличение охвата профилактическими антинаркотическими мероприятиями молодежи в возрасте от 16 до 35 лет с 20% до 23, 5 % от общего количества молодежи района.

          Мероприятие №6 «Комплектование книгами и периодическими изданиями библиотек по проблемам наркомании, приобретение фильмов антинаркотической направленности для демонстрации в учреждениях культуры района».

          Данные мероприятия направлены на повышение уровня информированности населения об опасности наркотической зависимости и способах её предотвращения, а так же, ежегодная демонстрация фильмов антинаркотической направленности в учреждениях культуры в количестве не менее 100 показов.

          Мероприятие №7 «Выпуск, приобретение рекламно-информационных материалов по профилактике безнадзорности и правонарушений, наркомании, защите прав несовершеннолетних».

          Данные мероприятия предусматривают повышение уровня информированности населения, правовой грамотности и знаний в вопросах уголовной и административной ответственности за преступления сферы незаконного оборота наркотиков.

Мероприятие №8 «Проведение профилактической работы в рамках физкультурно-спортивных игр и спартакиады по игровым видам спорта (баскетбол, волейбол, мини-футбол, стритбол, гандбол), приобретение сувениров, кубков».

Данные мероприятия проводятся отделом по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Апшеронский район и направлены на пропаганду массовых оздоровительных мероприятий, увеличение числа подростков и молодежи, участвующих в профилактических антинаркотических спортивных мероприятиях с 20% до 23, 5 % от общего числа подростков и молодежи района.

Мероприятие №9 «Размещение и изготовление социальных роликов, печатной продукции, наружной рекламы, раздаточного информационного материала с использованием антинаркотической символики».

Мероприятия реализуются отделом по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования Успенский район и направлены на получение данных о распространенности потребления курительных смесей и наркотиков без назначения врача.

Мероприятие №10 «Организация работы кабинетов профилактики общеобразовательных учреждений».

Общеобразовательные учреждения Успенского района, количество учащихся в которых превышает 400 человек, оснащаются кабинетами профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, где организуется досуг детей группы риска, профилактика социальной безнадзорности и беспризорности.

          В рамках основного мероприятия №1 «Проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании» запланировано мероприятие №1 «Обучение, повышение квалификации врача-нарколога, психиатра наркологического кабинета». Мероприятие реализовывается МБУЗ «Успенская ЦРБ».

          Перечень основных мероприятий муниципальной программы представлен в таблице №2.    

 

Таблица № 2

Перечень основных мероприятий муниципальной программы

муниципального образования Успенский район

«Противодействие незаконному обороту наркотиков»

 

п/п

Наименование мероприятия

Статус

Источник финансирования

Объем финансирования, всего

(тыс.руб.)

в том числе по годам

Непосредственный результат реализации мероприятия

Муниципальный заказчик, главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, исполнитель

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021

год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Цель - сокращение спроса на наркотические и психоактивные вещества путем совершенствования системы первичной профилактики наркомании

1.1

Задача - проведение запланированных мероприятий с привлечением представителей органов системы профилактики наркомании по пропаганде здорового образа жизни, противодействию никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостям

1.1.1

Основное мероприятие №1 «Проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании»

 

всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

   

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

   

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

   

районный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

   

внебюджетный источник

-

-

-

-

-

-

   

1.1.1.1

Мероприятие №1 «Проведение спортивной акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

 

всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

увеличение количества учащихся общеобразовательных учреждений Успенского района, занимающихся физической культурой и спортом с 3 тыс.чел. до 3,5 тыс.чел.

управление образования администрации муниципального образования Успенский район

 

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

 

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

 

районный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

1.1.1.2

Мероприятие №2 Проведение спортивной акции «Спорт против наркотиков»

 

всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

увеличение количества населения Успенского района, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 37 % до 38% от общей численности населения района

отдел по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Успенский район

 

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

 

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

 

районный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

1.1.1.3

Мероприятие №3

Проведение тематических концертов и фестивалей

 

всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

увеличение количества человек, занимающихся дополнительным образованием в учреждениях культуры с 15% до 16,5% от общего количества населения

отдел культуры администрации муниципального образования Успенский район

 

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

 

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

 

районный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

1.1.1.4

Мероприятие №4

Проведение тематических мероприятий «Дети Кубани за здоровый образ жизни», «Уроки для детей и их родителей», «Кубань Олимпийская против наркотиков»

 

всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

увеличение количества учащихся общеобразовательных учреждений Успенского района, участвующих в мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни с 60% до 65%

управление образования администрации муниципального образования Успенский район

 

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

 

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

 

районный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

1.1.1.5

Мероприятие №5

Проведение тематических мероприятий «Молодежный формат», «Сообщи, где торгуют смертью», «День борьбы с наркоманией»

 

всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

увеличение охвата профилактическими мероприятиями молодежи в возрасте от 16 до 35 лет с 20% до 23% от общего количества молодежи

отдел по делам молодежи администрации муниципального образования Успенский район

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

районный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

1.1.1.6

Мероприятие №6

Комплектование книгами и периодическими изданиями библиотек по проблемам наркомании, приобретение фильмов антинаркотической направленности для демонстрации в учреждениях культуры района

 

всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

повышение уровня информированности населения об опасности наркотической зависимости и способах её предотвращения, ежегодно демонстрация не менее 100 фильмов антинаркотической направленности в учреждениях культуры

отдел культуры администрации муниципального образования Успенский район

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

федеральный

бюджет

-

-

-

-

-

-

районный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

1.1.1.7

Мероприятие №7

Выпуск, приобретение рекламно-информационных материалов по профилактике безнадзорности и правонарушений, наркомании, защите прав несовершеннолетних

 

всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

повышение уровня информированности населения, правовой грамотности и знаний в вопросах уголовной и административной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков

отдел по делам молодежи администрации муниципального образования Успенский район

 

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

 

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

 

районный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

1.1.1.8

Мероприятие №8

Проведение профилактической работы в рамках физкультурно-спортивных игр и спартакиады по игровым видам спорта (баскетбол, волейбол, мини-футбол, стритбол, гандбол), приобретение сувениров, кубков

 

всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

пропаганда массовых оздоровительных мероприятий, увеличение числа

подростков и

молодежи, участвующих в профилактических антинаркотических спортивных мероприятиях с 20% до 23% от общего числа подростков и молодежи

отдел по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Успенский район

 

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

 

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

 

районный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

1.1.1.9

Мероприятие №9

Размещение и изготовление социальных роликов, печатной продукции, наружной рекламы, раздаточного информационного материала с использованием антинаркотической символики

 

всего

50,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

получение информации о распространенности

потребления

курительных смесей и наркотиков без назначения врача

отдел по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами , Го и ЧС   муниципального образования Успенский район

 

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

 

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

 

районный бюджет

50,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

 

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

1.1.1.10

Мероприятие №10

Организация работы кабинетов профилактики общеобразовательных учреждений

 

всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

организация досуга детей группы риска, профилактика социальной безнадзорности и

беспризорности

управление образования администрации муниципального образования Успенский район

 

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

 

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

 

районный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

внебюджетные источники

-

-

-

-

   

2

Цель - сокращение латентного (скрытого) потребления наркотических веществ

2.1

Задача - совершенствование форм и методов работы органов системы профилактики по вопросам противодействия употреблению наркотических и психоактивных веществ

2.1.1

Основное мероприятие №2

«Укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики»

 

всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

   

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

   

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

   

районный бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

   

внебюджетные источники

-

-

-

-

       

2.1.1.1

Мероприятие №1

Обучение, повышение квалификации врача-нарколога, психиатра наркологического кабинета

 

всего

450,0

90,0

90,0

90,0

90,0

90,0

выявление лиц, допускающих употребление курительных смесей и наркотических веществ без назначения врача

МБУЗ

«Успенская ЦРБ»

 

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

 

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

 

районный бюджет

450,0

90,0

90,0

90,0

90,0

90,0

 

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

Итого:

 

 

всего

500,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

 

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

районный бюджет

500,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

                         

 

  1. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы

Финансирование мероприятий программы предусматривается осуществлять за счет средств бюджета муниципального образования Успенский район.

Информация об общем объеме финансирования муниципальной программы по годам реализации и объемах финансирования по основным мероприятиям муниципальной программы приводится по форме согласно таблице № 3.

 

                    Таблица № 3

Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы

муниципального образования Успенский район

«Противодействие незаконному обороту наркотиков»

Статус

Наименование

муниципальной программы, подпрограммы муниципальной программы, основного мероприятия

Источник

финансирования

Объем финансирования, всего (тыс. руб.)

В том числе по годам

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Муниципальная программа

муниципального образования Успенский район

«Комплексные меры профилактики наркомании»

всего

500,0

 

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Основное мероприятие №1

«Проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании»

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

районный бюджет

50,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

Основное мероприятие №2

Укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики

краевой бюджет

-

-

-

-

-

-

федеральный бюджет

-

-

-

-

-

-

районный бюджет

450,0

90,0

90,0

90,0

90,0

90,0

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

 

  1. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
  1. Общие положения

1.1.Порядок проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Успенский район (далее – Порядок) определяет правила и критерии оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Успенский район (далее – Программ), позволяющие определить степень достижения целей и задач в зависимости от конечных результатов.

1.2.Оценка эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Успенский район (далее – Оценка Программ) проводится координатором Программы ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.

1.3.Оценка Программ осуществляется в два этапа:

1.3.1.На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации каждой из подпрограмм, ведомственных целевых программ, основных мероприятий, включенных в муниципальную программу (далее – Первый этап оценки эффективности), и включает:

- оценку степени реализации мероприятий подпрограмм (ведомственных целевых программ, основных мероприятий) и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации;

- оценку степени соответствия запланированному уровню расходов;

- оценку степени достижения целей и решения задач подпрограмм, ведомственных целевых программ, основных мероприятий, входящих в Программу (далее – Оценка степени реализации).

Сроки и порядок проведения Первого и Второго этапов оценки эффективности определяются в разделе 4 Программы «Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы».

Первый этап оценки эффективности проводится по каждой подпрограмме, ведомственной целевой программе и основным мероприятиям Программы координаторами подпрограмм. Результаты Первого этапа оценки эффективности анализируются, подготавливаются предложения по корректировке программных мероприятий на последующие годы и согласовываются с курирующими заместителями главы, после чего направляются координатору муниципальной программы для проведения второго этапа оценки эффективности реализации Программы (далее –второй этап оценки эффективности).

1.3.2.На втором этапе координатором муниципальной программы осуществляется оценка эффективности реализации Программы в целом, включая оценку степени достижения целей и решения задач Программы, при этом учитываются результаты Первого этапа оценки эффективности.

После обобщения всех предложений, полученных от координаторов подпрограмм, координатором программы подготавливается сводная информация об оценке эффективности и предложениях о дальнейшей реализации программных мероприятий Программы, согласовывается с заместителем главы муниципального образования Успенский район, курирующим Программу, и до 15 февраля года, следующего за отчетным, направляется в отдел экономики администрации муниципального образования Успенский район для подготовки сводной информации о результатах Оценки Программ за отчетный год.

1.4. По результатам указанной Оценки Программы администрацией муниципального образования Успенский район может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года ранее утвержденной Программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение ее реализации. В данном случае координатор Программы и координаторы подпрограмм подготавливают и вносят изменения в Программу на последующие периоды реализации Программы в соответствии с порядком принятия решений о разработке муниципальных программ муниципального образования Успенский район, их формирования и реализации.

  1. Оценка степени реализации мероприятий подпрограмм (ведомственных целевых программ, основных мероприятий) и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации

2.1. Степень реализации мероприятий оценивается для каждой подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:

СРм =Мв / М * 100, где:

СРм – степень реализации мероприятий;

Мв – количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;

М – общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.

2.2.Мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:

2.2.1.Мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателя непосредственного результата реализации мероприятия (далее-Результат), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое его значение составляет не менее 95% от запланированного и не хуже, чем значение показателя результата, достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию

Выполнение данного условия подразумевает, что в случае, если степень достижения показателя Результата составляет менее 100%, проводится сопоставление значений показателя результата, достигнутого в отчетном году, со значением данного показателя результата, достигнутого в году, предшествующем отчетному. В случае ухудшения значения показателя Результата по сравнению с предыдущим периодом (то есть при снижении значения показателя Результата, желаемой тенденцией развития которого является рост, и при росте значения показателя Результата, желаемой тенденцией которого является снижение), производится сопоставление темпов роста данного показателя Результата с темпами роста объемов расходов по рассматриваемому мероприятию. При этом мероприятие может считаться выполненным в случае, если темпы ухудшения значений показателя Результата ниже темпов сокращения расходов на реализацию мероприятия (например, допускается снижение на 1% значения показателя Результата, если расходы сократились не менее чем на 1% в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному).

В том случае, когда для описания Результатов используется несколько показателей, для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах.

2.2.2. Мероприятие, предусматривающее оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на основании муниципальных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт средств районного бюджета, считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей муниципальных заданий по объёму (качеству) муниципальных услуг (работ) в соответствии с:

- соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, заключаемого муниципальным бюджетным или муниципальным автономным учреждением и органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия его учредителя;

- показателями бюджетной сметы муниципального казенного учреждения муниципального образования Успенский район.

2.2.3. По иным мероприятиям результаты реализации могут оцениваться как наступление и не наступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата.

  1. Оценка степени соответствия запланированному уровню расходов

3.1. Степень соответствия запланированному уровню расходов оценивается для каждой подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на их реализацию к плановым значениям по следующей формуле:

ССуз = Зф/Зп, где:

ССуз – степень соответствия запланированному уровню расходов;

Зф – фактические расходы на реализацию подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) в отчётном году;

Зп – объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на реализацию соответствующей подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) в районном и местных бюджетах на отчетный год в соответствии с действующей на момент проведения оценки эффективности реализации редакцией муниципальной программы.

3.2. С учетом специфики конкретной Программы в методике оценки эффективности реализации муниципальной программы предусматриваются в составе показателя «степень соответствия запланированному уровню расходов» только бюджетные расходы либо расходы из всех источников.

  1. Оценка эффективности использования средств районного бюджета

Эффективность использования бюджетных средств рассчитывается для каждой подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств районного бюджета по следующей формуле:

Эис = СРм/ССуз, где:

Эис – эффективность использования средств районного бюджета;

СРм – степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых из средств районного бюджета;

ССуз – степень соответствия запланированному уровню расходов из средств районного бюджета.

Если доля финансового обеспечения реализации подпрограммы, ведомственной целевой программы или основного мероприятия из районного бюджета составляет менее 75%, по решению координатора подпрограммы показатель оценки эффективности использования средств районного бюджета может быть заменен на показатель эффективности использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия). Данный показатель рассчитывается по формуле:

Эис = СРм/ССуз, где:

Эис – эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия);

СРм – степень реализации всех мероприятий подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия);

ССуз – степень соответствия запланированному уровню расходов из всех источников.

  1. Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия)

5.1. Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее – степень реализации) подпрограммы, ведомственной целевой программы, основного мероприятия определяется степень достижения плановых значений каждого целевого показателя, характеризующего цели и задачи подпрограммы, ведомственной целевой программы, основного мероприятия.

5.2. Степень достижения планового значения целевого показателя рассчитывается по следующим формулам:

для целевых показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:

СДп/ппз = ЗПп/пф/ЗПп/пп;

         для целевых показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:

СДп/ппз = ЗПп/пф/ЗПп/пп, где:

СДп/ппз – степень достижения планового значения целевого показателя подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия);

ЗПп/пф – значение целевого показателя подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЗПп/пп – плановое значение целевого показателя подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия).

5.3. Степень реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) рассчитывается по формуле:

N

СРп/п = ∑ СДп/ппз/N, где:

1

СРп/п – степень реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия);

СДп/ппз – степень достижения планового значения целевого показателя подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия);

N – число целевых показателей подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия).

При использовании данной формулы в случаях, если СДп/ппз>1, значение СДп/ппз принимается равным 1.

При оценке степени реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) координатором подпрограммы могут определяться коэффициенты значимости отдельных целевых показателей. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:

N

СРп/п = ∑ СДп/ппз*ki, где:

1

ki – удельный вес, отражающий значимость целевого показателя, ∑ ki = 1.

  1. Оценка эффективности реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия)

6.1. Эффективность реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) и оценки эффективности использования средств районного бюджета по следующей формуле:

ЭРп/п = СРп/п*Эис, где:

ЭРп/п – эффективность реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия);

СРп/п – степень реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия);

Эис – эффективность использования бюджетных средств (либо – по решению координатора подпрограммы – эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия).

6.2. Эффективность реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) признается высокой в случае, если значение ЭРп/п составляет не менее 0,9.

Эффективность реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) признается средней в случае, если значение ЭРп/п составляет не менее 0,8.

Эффективность реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) признается удовлетворительной в случае, если значение ЭРп/п составляет не менее 0,7.

В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) признается неудовлетворительной.

Итоги Первого этапа оценки эффективности можно сформировать в форме таблицы:

Итоги Первого этапа оценки эффективности

№     п/п

Формулировка критерия

Условное обозначение показателя

Результат

1

2

3

4

Подпрограмма ____________________________

 

1

Степень реализации мероприятий (доля мероприятий, выполненных в полном объеме), %

      СРм

 

2

Степень соответствия запланированному уровню расходов (соотношение фактически произведенных расходов к плановым значениям)

   ССуз

 

3

Эффективность использования   средств
районного бюджета, %

     Эис

 

4

Степень достижения планового значения целевого показателя подпрограммы

СДп/ппз

 

5

Степень реализации подпрограммы

СР п/п

 

6

Эффективность реализации подпрограммы

ЭРп/п

 

7

Коэффициент значимости подпрограммы

Кj

 

8

ВЫВОДЫ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Оценка степени достижения целей и решения задач Программы

 

7.1. Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее – степень реализации) Программы определяется степень достижения плановых значений каждого целевого показателя, характеризующего цели и задачи Программы.

7.2. Степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего цели и задачи Программы, рассчитывается по следующим формулам:

для целевых показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:

СДгппз = ЗПпф/ЗПпп;

для целевых показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:

СДгппз = ЗПпф/ЗПпп, где:

СДгппз – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего цели и задачи Программы;

ЗПпф – значение целевого показателя, характеризующего цели и задачи Программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЗПпп – плановое значение целевого показателя, характеризующего цели и задачи Программы.

7.3. Степень реализации Программы рассчитывается по формуле:

                                                      М

СРп = ∑ СДппз/М, где:

                                                       1

СРп – степень реализации Программы;

СДппз – степень достижения планового значения целевого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Программы;

М – число целевых показателей, характеризующих цели и задачи Программы.

При использовании данной формулы в случаях, если СДппз>1, значение СДппз принимается равным 1.

При оценке степени реализации Программы координатором программы могут определяться коэффициенты значимости отдельных целевых показателей. При использовании коэффициентов значимости приведенная выше формула преобразуется в следующую:

                                                      М

СРгп = ∑ СДппз*ki, где:

                                                      1

ki – удельный вес, отражающий значимость показателя, ∑ ki=1.

  1. Оценка эффективности реализации Программы

8.1. Эффективность реализации Программы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации Программы и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм (ведомственных целевых программ, основных мероприятий) по следующей формуле:

             j

ЭРп = 0,5*СРп + 0,5*∑ЭРп/п*kj/j, где:

                       1

         ЭРп – эффективность реализации Программы;

         СРп – степень реализации Программы;

         ЭРп/п – эффективность реализации подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия);

       Kj – коэффициент значимости подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) для достижения целей Программы, определяемой в методике оценки эффективности реализации Программы ее координатором. По умолчанию kj определяется по формуле:

kj = Фj/Ф, где:

Фj – объем фактических расходов из районного бюджета (кассового исполнения) на реализацию j-той подпрограммы (ведомственной целевой программы, основного мероприятия) в отчетном году;

Ф – объем фактических расходов из районного бюджета (кассового исполнения) на реализацию Программы;

J – количество подпрограмм (ведомственных целевых программ, основных мероприятий).

8.2. Эффективность реализации Программы признается высокой в случае, если значение ЭРп составляет не менее 0,90.

Эффективность реализации Программы признается средней в случае, если значение ЭРп составляет не менее 0,80.

Эффективность реализации Программы признается удовлетворительной в случае, если значение ЭРп составляет не менее 0,70.

В остальных случаях эффективность реализации Программы признается неудовлетворительной.

Результаты оценки эффективности рекомендуется оформить в форме таблицы:

Система критериев, применяемая для оценки эффективности Программ

№     п/п

Формулировка критерия

Условное обозначение показателя

Результат

1

2

3

4

1 этап Подпрограмма_______________________________

 

1

Степень реализации мероприятий (доля мероприятий, выполненных в полном объеме), %

     СРм

 

2

Степень соответствия запланированному уровню расходов (соотношение фактически произведенных расходов к плановым значениям)

   ССуз

 

3

Эффективность использования   средств
районного бюджета, %

     Эис

 

1

2

3

4

4

Степень достижения планового значения целевого показателя подпрограммы

СДп/ппз

 

5

Степень реализации подпрограммы

СР п/п

 

6

Эффективность реализации подпрограммы

ЭРп/п

 

7

Коэффициент значимости подпрограммы

Кj

 

Оценка степени достижения целей и решения задач Программы__________________________________________________________

1

Степень достижения планового целевого показателя

СДппз

 

2

Степень реализации Программы

СРп

 

3

Оценка эффективности реализации Программы:

ЭРп

 
 

-Высокая эффективность (если > 0,90)

   
 

-Средняя эффективность (если > или = 0,80)

   
 

-Удовлетворительная эффективность             (если > или = 0,70)

   
 

-Неудовлетворительная эффективность             (если < 0,69)

   
 

ВЫВОДЫ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ

   
  1. Механизм реализации муниципальной программы

и контроль за ее выполнением

Текущее управление муниципальной программы осуществляет отдел организационно-кадровой работы администрации муниципального образования Успенский район – координатор муниципальной программы.

Отдел по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования Успенский район в процессе реализации муниципальной программы:

обеспечивает разработку муниципальной программы;

формирует структуру муниципальной программы;

организует реализацию муниципальной программы;

принимает решение о необходимости внесения в установленном порядке изменений в муниципальную программу;

несет ответственность за достижение целевых показателей муниципальной программы;

осуществляет подготовку предложений по объемам и источникам финансирования реализации муниципальной программы;

проводит мониторинг реализации муниципальной программы;

ежегодно проводит оценку эффективности реализации муниципальной программы;

готовит ежегодный доклад о ходе реализации муниципальной программы и оценке эффективности ее реализации (далее - доклад о ходе реализации муниципальной программы);

размещает информацию о ходе реализации и достигнутых результатах муниципальной программы на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

осуществляет иные полномочия, установленные муниципальной программой.

Ежегодно, не позднее 1 декабря текущего финансового года, координатор муниципальной программы утверждает план реализации муниципальной программы на очередной год и плановый период (далее - план реализации муниципальной программы).

В плане реализации муниципальной программы отражаются:

контрольные события, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы (с указанием их сроков и ожидаемых результатов, позволяющих определить наступление контрольного события программы);

координатор муниципальной программы и (или) участники муниципальной программы, ответственные за контрольные события муниципальной программы.

В целях обеспечения эффективного мониторинга реализации муниципальной программы координатор муниципальной программы ежегодно, не позднее 31 декабря текущего финансового года, разрабатывает и утверждает детальный план-график реализации муниципальной программы на очередной год и плановый период.

Координатор муниципальной программы ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в управление экономического развития заполненные отчетные формы мониторинга реализации муниципальной программы.

Координатор муниципальной программы ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным годом, направляет в управление экономического развития доклад о ходе реализации муниципальной программы на бумажных и электронных носителях.

Доклад о ходе реализации муниципальной программы должен содержать:

сведения о фактических объемах финансирования муниципальной программы в целом и по каждому мероприятию основных мероприятий в разрезе источников финансирования;

сведения о фактическом выполнении мероприятий основных мероприятий с указанием причин их невыполнения или неполного выполнения;

сведения о соответствии фактически достигнутых целевых показателей реализации муниципальной программы и входящих в ее состав основных мероприятий плановым показателям, установленным муниципальной программой;

оценку эффективности реализации муниципальной программы.

К докладу о ходе реализации муниципальной программы прилагаются отчеты об исполнении целевых показателей муниципальной программы и входящих в ее состав основных мероприятий.

В случае расхождений между плановыми и фактическими значениями объемов финансирования и целевых показателей координатором муниципальной программы проводится анализ факторов, и указываются в докладе о ходе реализации муниципальной программы причины, повлиявшие на такие расхождения.

По муниципальной программе, срок реализации которой завершился в отчетном году, координатор муниципальной программы представляет в управление экономического развития доклад о результатах ее выполнения, включая оценку эффективности реализации муниципальной программы за истекший год и весь период реализации муниципальной программы.

Интернет-приемная
Главы Успенского района

Responsive image

Задать вопрос

 

11.03.2022ОБЪЯСНЯЕМ

grants guber white 100dpi

ITOpros2.jpg

 zkh12 1

kanik2021.png

488558885558.jpg

lo098go.jpg

 

9fbeac6eed1eeb7cbd6bc3a37b3f3b69.jpg

a7562c920dd89788c4269b2b4f832dbf.jpg

2114124124124логотип портала главный

1403629279 baner mikrofin

Krai dobra3

 

 спроси.дом.рф

баннер для сайта.jpeg

123Снимок экрана 2

123Баннер 1944на400 1

banner gosusl 356023

banner gosusl 356034

banner gosusl 356038

 

54654245.png

29.jpg

image-10-07-20-05-03-1.jpeg

image-10-07-20-05-03.jpeg

 

 

 баннер Отдых с видом на горы v17 FINAL

246x85 (dorogi).jpg

 

home slider 1

памятка-1.1.jpeg

ОМВД информация.jpg

Фотогалерея


Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!