В связи с поступившим письмом от департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края, в целях исполнения функции по методологическому сопровождению деятельности заказчиков муниципального образования Успенский район, МКУ «Управление по закупкам» направляет следующую информацию.
В ходе контрольных мероприятий, проводимых Министерством экономики Краснодарского края и Контрольно-счетной палатой Краснодарского края, а также проверок прокуратуры Краснодарского края, выявляется большое количество нарушений, связанных с направлением документов и информации в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее – реестр контрактов).
Действия заказчиков, связанные с внесением и изменением сведений в реестре контрактов, регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон № 44-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее – Постановление 1084, Правила ведения реестра контрактов).
В рамках обозначенных выше мероприятий следует выделить следующие основные нарушения, изложенные ниже:
1.Направление документов и информации в реестр контрактов с нарушением установленных сроков.
Документы и информация, предусмотренные нормами статьи 103 Закона№ 44-ФЗ и Постановления № 1084, должны быть направлены заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта или с даты изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Вместе с тем заказчики игнорируют положения законодательства и продолжают допускать нарушения установленных сроков при направлении документов и информации в реестр контрактов.
2.Ненаправление сведений о гарантийных обязательствах и о сроках их предоставления при наличии соответствующего условия в контракте.
В силу пункта 15 части 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ и подпункта «ж(1)» пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, информация о гарантийных обязательствах и о сроках их предоставления при наличии соответствующего условия в контракте включается заказчиками в реестр контрактов, однако, на практике заказчики пренебрегают данными нормами и контрольные органы констатируют факты отсутствия данной информации в реестре контрактов.
3.Направление недостоверной информации о сроках исполнения контракта.
Нормами Закона № 44-ФЗ и Правилами ведения реестра контрактов предусмотрено, что в реестр контрактов включается именно срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), а не срок его действия, который в большинстве случаев не соответствует сроку исполнения контракта, так как, например, в случае предоставления банковской гарантии, в качестве обеспечения контракта, срок действия такой банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены банковской гарантией, не менее чем на один месяц, что соответственно учитывается при установлении срока действия контракта.
4.Нарушение требований Закона № 44-ФЗ в части срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
Частью 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлен предельный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, который должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, за исключением случаев заключения контрактов с субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями, где максимальный срок оплаты составляет пятнадцать рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Стоит обратить внимание, что указанные выше виды нарушений имеют системный характер, в связи с чем, необходимо принять безотлагательные меры по их искоренению.
Более того, в рамках рассматриваемых нарушений КоАП Российской Федерации предусмотрена следующая административная ответственность:
- Ненаправление , несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию (часть 2 статьи 7.31 КоАП Российской Федерации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
- Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Совершение указанного правонарушения, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Обращаем внимание, что в рамках поручения главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И., департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края проводится работа по доработке региональной информационной системы Краснодарского края, используемой в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – РИССЗ КК), в части автоматизации мониторинга исполнения заключенных контрактов.
Данный ресурс уже содержит сведения об этапах исполнения контрактов (их стоимость), а также о фактически принятых обязательствах и оплаченных суммах, штрафах, пенях и иной информации, что позволяет отслеживать своевременность и полноту исполнения контрактов.
Поэтому всем заказчикам Краснодарского края необходимо, во-первых, использовать РИССЗ КК при осуществлении закупочных процедур, в том числе вносить в систему сведения о контрактах, заключаемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, во-вторых, еще на этапе формирования закупочных документов о проекте контракта четко определять этапы исполнения контракта и прогнозировать сроки их осуществления – чем подробнее прописаны этапы исполнения контракта, тем у заказчика больше возможностей оперативно реагировать на просрочку исполнения обязательств со стороны контрагентов.
В рамках формирования проекта контракта в сфере строительства заказчикам при выделении этапов исполнения контрактов следует руководствоваться нормами приказа Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ».
Данные рекомендации по вопросам формирования этапов исполнения контракта при составлении проекта контракта следует учитывать при осуществлении закупок в различных сферах деятельности. Это, в первую очередь, позволит заказчикам своевременно реагировать на недобросовестное исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту и, соответственно, принимать меры реагирования.
Считаем необходимым напомнить о том, что на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.drcs.krasnodar.ru) на постоянной основе формируются и актуализируются методические рекомендации для заказчиков Краснодарского края. В рамках рассматриваемых нарушений можно ознакомиться с рекомендациями на темы: «Реестр контрактов, заключенных заказчиками», «Таблица штрафов, предусмотренных КоАП за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
С основным перечнем поправок и изменениями, с датами вступления в силу тех или иных положений в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, можно ознакомиться на главной странице сайта департамента.