Порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации устанавливают Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251.
Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (далее - должностные лица).
При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Штраф за самовольную перепланировку прописан в КоАП
Штрафы для организаций и предпринимателей за самовольную перепланировку помещений в многоквартирном доме появились в Кодексе об административных правонарушениях. Закон о внесении поправок в ст. 7.21 КоАП РФ подписан президентом.
До сих пор в КоАП была предусмотрена ответственность за перепланировку только жилых помещений в многоквартирных домах, и штрафы были только для граждан. Теперь же будут наказываться самовольное переустройство или перепланировка "помещения в многоквартирном доме" (не обязательно жилого). Вводятся штрафы за это для должностных лиц (от 4 тысяч до 5 тысяч рублей), организаций и предпринимателей (от 40 тысяч до 50 тысяч рублей).
Также появились еще и административные штрафы за порчу жилых помещений или их оборудования либо за использование жилья не по назначению. Должностных лиц за это ждет наказание в 2-3 тысячи рублей, юридических лиц - в 20-30 тысяч рублей. Для граждан, как и ранее, штрафы составят 1-1,5 тысячи рублей.
Основные проблемы в многоквартирных домах связаны именно с перепланировками юрлиц. Владельцы ресторанов, магазинов, хостелов углубляют подвалы, прорубают в несущих стенах окна и двери, надстраивают мансарды, возводят стены, блокирующие доступ к инженерным коммуникациям. В некоторых случаях это приводит к трагическим последствиям.
До последнего времени организации, проводившие перепланировки, не только освобождались от штрафов за это, но даже и не должны были согласовывать свои действия с властями. Новые положения КоАП дадут определенные рычаги воздействия на безответственных собственников. Проведение перепланировок тесно связано с незаконным отчуждением общедомового имущества. Нередко оказывается, что чердаки, подвалы, лифтерные, колясочные, которые должны принадлежать всем собственникам дома на праве общедолевой собственности, оказываются переданы в собственность третьих лиц или незаконно поставлены на баланс муниципалитетов.
Для решения проблемы необходимо, по мнению экспертов, отменить сроки исковой давности для возврата таких помещений, ужесточить санкции за незаконное изъятие общедомовой собственности, а также за подделку протоколов общих собраний.